главная страница
Колокольный звон над Варзугой Настоятель Успенского прихода с.Варзуга иеромонах Митрофан (Баданин). Публикация в газете «Терский берег» №8 23.02.2002

В связи с неоднократными обсуждениями как в прессе, так и в частных беседах на различном уровне архитектурных и иных достоинств вновь построенной колокольни Пречистенского комплекса церквей села Варзуга, мне как настоятелю прихода видится необходимым высказать и свое мнение по этому вопросу. Как справедливо заметил в своей статье в "ТБ" от 8.02.2001г., замглавы администрации Терского района Александр Николаевич Русинов, мнение Церкви о построенной колокольне было выражено вполне определенно еще осенью 2001 года: "колокольня в Варзуге освящена владыкой Мурманским и Мончегорским Симоном". Для меня и моих прихожан этого вполне достаточно для того, чтобы более не возвращаться к этой теме. Что же касается позиции светской, исторической, эстетической и пр., то я готов высказать некоторые соображения.

Начать, думается, надо с истории села. Как известно, церковное строительство в Варзуге, в его близком к современному виде, началось с приходом соловецких монахов в середине XVI века, когда новгородская посадница Марфа Борецкая в 1450 году пожертвовала монастырю свои промысловые угодия в этих местах. И первой приходской церковью, "состоявшей под владением монастыря", как пишет архимандрит Досифей в своем знаменитом "Описании Соловецкого монастыря" 1836 года, - стал "храм во имя Св. Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы".

Таким образом, мы видим, что еще с тех давних времен главным берегом села был левый, Никольский, а не правый, Пречистенский. Это положение сохранялось и в течение последующих столетий. Никольская сторона всегда имела свой отдельный, полноценный приход - "Петро-Павловский" (по названию второй, теплой, церкви на той стороне). Никольский же храм всегда был многопрестольный. Ныне сохранившееся здание Никольского храма (с 30-х годов прошлого века используемое, как колхозный магазин), кроме главного престола в честь Николая Чудотворца, имело еще два придела в честь пророка Божия Илии и Преподобного Сергия Радонежского.
Пречистенская же сторона входила в отдельный Варзужско-Успенский приход вместе с деревнями Кузомень. Кашкаранцы и Сальница.

Никольский комплекс церквей с.Варзуга, 1886 год

Так вот, такое главенство Никольского прихода в селе определило и характер церковного строительства Летняя Успенская церковь, безусловный шедевр среди всех церквей Севера при своих внушительных внешних размерах, внутри весьма маловместительна. Особенно в сравнении с Никольским храмом. И колокольни этих церквей разнились между собой по тому же принципу. Колокольня Никольской церкви, построенная в 1885 году, срублена явно основательней и крепче, чем колокольня Успенской. Такой подход определялся как количеством колоколов на звоннице, так и их весом. И если на Никольской колокольне было семь больших колоколов, из которых только один, уникальный, "Благовест" уже весил 125 пудов (т.е. 2 тонны), то на Успенской колокольне было лишь 4 колокола, и самый большой из них весил лишь 21 пуд (т.е. 336 кг).

Такое положение сохранялось и в XX веке. Сейчас же ситуация в Варзуге несколько иная. Мы видим, что село активно расширяется, именно на Пречистенской стороне и дом священника, и "центр тяжести" приходской жизни перенесен именно сюда. Потому и новая колокольня строилась с расчетом на большую звонницу. И уже сейчас на колокольню поднято семь колоколов и два титановых била.

Пречистенский комплекс с.Варзуга, 1886 год

По ходу поясню: титановые била имитируют звук таких больших колоколов, которых, конечно, в.селе никогда не будет - весом в 2000 пудов и 500 пудов, что составляет 32 тонны и 8 тонн соответственно. К слову, единственный в России колокол в 2000 пудов сохранился на звоннице собора в Ростове -это знаменитый "Сысой великий".

Возможно, что выдержала бы и звонница, основанная на вертикальных столбах, как было на старой колокольне, уничтоженной в 1939 году, но решили сделать прочнее, а именно - срубом. Безусловно, можно поспорить о соблюдении северных архитектурных традиций в новом проекте колокольни, о ее пропорциях и эстетических достоинствах. И в спорах этих мы, скорее всего, сможем лишь еще раз убедиться, в том, что сколько людей - столько и мнений. Так, например, многие в нынешнем облике колокольни, усматривают аналогию с архитектурными формами Московского Кремля, в частности, с его сторожевыми башнями.

На мой взгляд, гораздо важнее иное. Такой колокольни и звонницы такого уровня, как у нас в селе, больше нет нигде, во всей (!) Мурманской области. Колокола отлиты на Урале на лучшем, на сегодняшний день, предприятии в России и имеют удивительно мелодичное и чистое звучание.

Они достойные наследники славы знаменитых в прошлом колоколов Варзуги.

Когда в 1939 году древние колокола села сбрасывали с колоколен, стояла мрачная и пасмурная погода. Расколоую, изувеченную красоту и гордость села погрузили на лодки и свезли в Устье, для последующей отправки на переплавку. В ожидании погрузки на бот колокола вывалили на песчаный берег реки. Ближайший прилив привел к исчезновению большей части их. Пока решали, как копать: да чем вытаскивать, следующий прилив поглотил все без остатка. И как потом ни копали, не искали со щупами -даже и следа не нашли. Позже приезжали на это место и: ученые, и археологи с приборами да металлоискателями, пытались обнаружить - бесполезно, даже намека не было. Забрал Господь колокола, сокрыл от злых людей, от забывших свои традиции и веру предков.

С тех пор прошло более шестидесяти лет. И вот в августе 2001 года к традиционному дню села Варзуга - празднику Успения Пресвятой Богородицы, вернулись колокола на Успенскую звонницу. И низкий поклон за это великое дело всем, кто вложил свой труд и средства в это великое дело, и в первую очередь, конечно, председателю колхоза Святославу Михайловичу Калюжину.

И все же на сегодняшний день, как мне кажется, многие так до конца и не осознали всей важности произошедшего в селе Варзуга в августе прошлого года.

Когда подымали колокола над селом, вывешивали и надстраивали их с помощью специалистов Московского колокольного центра, то на этой, на Пречистенской стороне реки начался прямо-таки природный катаклизм. Внезапно налетел шквальный ветер, дождь и непонятный для августа холод и мрак. На высоте, на звоннице, невозможно стало работать. И тут мы все начали понимать, что дело явно "нечисто", и причина вся в том, что вся древняя нечисть этих мест удобно разместившаяся в селе во времена безбожные, восстала на нас, пытаясь помешать этой страшной для нее нашей работе.

Потом рассказывали, что даже люди звонили с противоположной стороны реки и спрашивали, что у нас там происходит с погодой, будто бы у нас идет снег. Со звонницы, конечно, никто не ушел, и даже маленькие дети дрожали от ветра и холода, но терпели. Когда же работа, несмотря ни на что, все же была закончена, все перекрестились, и звонарь (тоже из Москвы), взяв у меня благословение, наконец-то ударил в колокола. Трудно описать те чувства, которые испытали все присутствующие в тот момент на колокольне. Одним словом, стало ясно, что свершилось великое Божье дело. И тут произошло то, что называется чудом: вместе со звоном наступила тишайшая, прекрасная солнечная погода. Это было столь очевидно, и столь же отрадно было видеть, как в эти древние земли возвращается некогда утраченная былая благодать Божия, а с ней и надежда на возрождение этих прекрасных берегов и что, Бог даст, тьма и непогода безбожия не вернутся больше сюда никогда.

Так что приезжайте к нам в Варзугу порадоваться этому чуду - звону колокольному, плывущему на селом и уносящему в небо наши молитвы, наши чаяния и надежды на возрождение былой славы и величия России.

 

Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»