главная страница
Поморка. Николай Кушков. Публикация в газете "Мурманский вестник" 21.07.1999.

Закончилось выступление варзужского фольклорного хора в парке Советской Армии, певицы пошли к своему автобусу. Все зрители, аплодируя, встали и не расходились, пока автобус не скрылся из виду. Московская программа была большой. Выступали на разных концертных площадках. И в парке имени А. М. Горького, и на ВДНХ... Из столицы привезли награду – большую золотую медаль. Тогда, в 1969 году, Варзужский фольклорный хор был в зените славы. А до этого он трижды участвовал в зональных смотрах художественной самодеятельности Северо–Западной зоны в Ленинграде.

Еще большей популярности достигли варзужанки, записав на Всесоюзной студии грамзаписи несколько пластинок с общим названием «Свадебные песни Терского берега Белого моря». Одним из инициаторов этих записей стал молодой еще тогда писатель, собиратель фольклора Дмитрий Балашов.

Красоту голосов наших исполнительниц отмечали все, кто слышал их песни. Долгое время руководила хором и запевала в нем Александра Капитоновна Мошникова. Ее труд был отмечен почетным званием «Заслуженный работник культуры РСФСР». Позже продолжала руководить хором ее сестра Клавдия Капитоновна и была бессменной запевалой до своего переезда в Мурманск. А с начала 70–х годов их двоюродная племянница Евстолия Васильевна Гурьева заменила знаменитых певуний и до сих пор возглавляет хор, продолжая петь в нем.
В этот коллектив Евстолия Васильевна пришла еще в 1949 году. В то время молодежи в нем было мало. Однажды участница хора Марья Егоровна Чурилова спросила: «Девки, у вас таки хороши голоса, и чего вы в хор не ходите?» Этими девками были Евстолия Васильевна Чурилова, Еликонида Иоакимовна Чурилова, Маремьяна Алексеевна Приданникова. Так они стали хористками.

И хотя молодежь села активно принимала участие в художественной самодеятельности – на сцене сельского клуба ставили пьесы, разыгрывали интермедии, организовывали праздничные концерты, – работа в хоре для них оказалась главным делом. Безоглядная любовь к песне заставила, например, Мавру Константиновну Плотникову и Лукию Кузьмовну Алебастрову из Кузомени ходить в Варзугу (25 километров!) на репетиции. Конечно, в этом большая заслуга запевалы и руководителя Евстолии Васильевны. Наверное, обидно было порой, что руководителем ее считали не все и официально назначали другого работника на эту должность. Как правило, это был человек приезжий, не знающий поморской песни и не всегда владеющий музыкальной грамотой. Из всех назначенных руководителей хора чаще всего вспоминают женщины Л.В. Вайтекунас. Да Т.М. Страхову, которая за короткий срок своего пребывания в селе создала молодежную и детскую группы хора. Начал при ней работать и драмкружок. Евстолия Васильевна не могла остаться в стороне и тоже играла в пьесах. «Со школьной скамьи, вспоминает она, – не расставалась со сценой». В клубе была среди заводил на всех вечерах. Ее озорных частушек на злобу дня многие побаивались.

Отец любил Евстолию и в детстве брал ее с собой повсюду: на тоню к морю, в Колониху, даже зимой на промысел налима увозил на оленях на Бабозеро. А какой певуньей она была! Еликонида Иоакимовна Мошникова вспоминает: «Маленькая Толя не могла хорошо выговаривать все слова, но это не смущало ее, и она охотно пела:
 

Крынку масла не скопила –
Обязательно скопи.
Облигаций, не купила –
Обязательно купи.

Слушать ее было забавно. В школе Евстолия училась хорошо, но после окончания 4–го класса учение кончилось – не было денег платить за него. Родители смогли выучить лишь сына Федора».

С 14 лет, с военного 1942 года, началась трудовая биография Евстолии. Она пошла работать в колхоз. Ни от какой работы не отказывалась. Была на лесозаготовках (недалеко от Апатитов) и потом вместе со всеми возвращалась пешком от лесоучастка к лесоучастку, от одного волока к другому.

Осенью 1948 года вместе с Чуриловой, Мошниковой и другими девчатами от правилась на рыбный промысел на Мурманский берег. Евстолия попала на траулер «Вожега», а позднее – на такое же небольшое судно «Николай Островский», на котором вместе с ней работали Анастасия Вопияшина и Анна Конева. И вар зужанки показали себя настоящими рыбачками. За свою жизнь Евстолия Васильевна поработала немало, и везде ее труд оценивался по достоинству. Пять лет трудилась она на молочной кухне, пять лет была заведующей фермой, потом работала в полеводческой брига де, рыбачила на тонях у моря.

– Кто у моря не сиживал (на тонях), тот не знает, какой это тяжелый труд, – вспоминает Евстолия Васильевна. – Раньше селедку ловили. Нальют из невода селедкой целый карбас, и от Некрасихи (тоня) до Устья (фактория) мы на веслах возили.

В разные годы приходилось работать в бригадах с Осипом Федоровичем Поповым, Александром Михайловичем Мошниковым, Изосимом Владимировичем Дьячковым, Григорием Арсеньевичем Рогозиным. Бригадиры строгие, не понравишься – на другой год в бригаду не возьмут. Может, потому, что была очень ответственным и принципиальным чело веком, ее выбрали секретарем партийной организации села.

Работы у секретаря хватало. Сельский Совет тогда был в Кузомени. Случись что, на помощь звали ее, а не председателя Совета. Много внимания тогда уделялось агитационно–пропагандистской работе. Провести на тонях политинформацию, выпустить «боевой листок», стенгазету, «молнию», организовать полит учебу среди коммунистов – все должна успеть сделать. И успевала. Порой приходилось выезжать за пределы района. И, наверное, не всегда было спокойно на душе: как там дома, все ли хорошо. Благо сестра Каллисфения помогала по хозяйству, а позднее – муж, свекровь.

Замуж вышла поздно – на 35–м году. Родился сын Олег, домашних забот прибавилось, но и тогда Евстолия Васильевна старалась везде успевать.

– Идешь, бывало, с фермы и на репетицию приворачиваешь, – говорит Евстолия Васильевна.

А сколько сил и энергии отдано собирателям фольклора! Что ни лето – то экспедиция. Дом А.К. Мошниковой называли «домом народного творчества». Не только она была в центре внимания фольклористов, не обходились и без Евстолии. Под руководством Д. М. Балашова 17 дней снимали документальный фильм о свадебном обряде в Варзуге. Разумеется, свадьба была понарошку. Надо было показать, как она проходила в прежние времена. Евстолия Васильев на, тогда еще незамужняя, играла невесту и, как сейчас вспоминают, очень достоверно.

Как давно это было! Вот уже прошло ее семидесятилетие. Евстолия Васильевна передает свой опыт, свои знания традиций села молодым. Она частый гость в сельской школе. На школьном празднике народного творчества решили показать уже подзабытый в селе свадебный обряд, и Евстолия Васильевна вместе с двоюродной сестрой Еликонидой Иоакимовной Мошниковой были главными консультантами при его подготовке. Вместе с учителем музыки Л. И. Грунцевой разучивают поморские песни. Их репертуар и знание такого числа песен и частушек просто поражают. Евстолия Васильевна хотела бы передать все свои знания нынешнему поколению и мечтает о молодежном пополнении фольклорного хора. Время для этого еще есть. Она еще полна сил и энергии, и возраст не помеха.

 

Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»