главная страница
Терская сказительница Николай Кушков. Публикация в газете «Поморские зори» 31.11.1998.
Среди нескольких имен самых известных терчанок следует упомянуть еще одно: Евдокии Дмитриевны Коневой. Она не получила какого-либо почетного звания, не награждена медалями, но медаль, которую вполне могла бы получить, можно назвать условно «За заслуги в деле сохранения произведений народной словесности».

Родилась Евдокия Дмитриевна в 1898 году в день пресвятой мученицы Евдокии, или( как говорят в деревнях Терского берега, на Авдотью-Плющиху, 14 марта на начало весенней распутицы, когда снег на до рогах теплом «плющит» и превращает в жидкую кашу. В этом году ей исполнилось бы сто лет, но вот уже шесть лет, как ее не стало. Смотрю на ее фотографию. Смеющиеся с прищуром глаза и лучиками разбегающиеся морщинки заставляют улыбнуться в ответ. Лучики доброты. «Не греховодна была», так отзываются о ней дочь Капитолина и односельчане.

Семья Евдокии Дмитриевны была большая. Она самая старшая из детей, а кроме нее, еще пять сестер и два брата — Арсентий и Павел, последний умер 13 лет. Жили по местным понятиям зажиточно. Держали корову, оленей, овец.

Отец, Дмитрий Афанасьевич Заборщиков, был и столяр, и плотник. Ремесло, плотницкое мастерство, кормило хлебом, передавалось из рода в род. Но стремление к грамоте, к культуре и образованности также было семейной традицией. По словам Арсентия Дмитриевича Заборщикова, брата Евдокии Дмитриевны, отец не был очень грамотным, однако в семье выписывали газеты с литературным приложением и хранили его в подшивках. Дмитрий Афанасьевич вел переписку с одним из институтов Нью-Йорка. Переписку эту впоследствии после его смерти не сберегли. А жаль!

В 1919 году Евдокия Дмитриевна вышла замуж за Конева Семена Павловича, вернувшегося с первой мировой войны, парня трудолюбивого, но из бедной семьи.

— Помню, как сейчас, — говорит Арсентий Дмитриевич, — как сестра нарядная, в свадебном уборе, кланяясь, обносит родню чаркой. И вот запела «Наливай–напалнивай, мой родимый–от братедко...» я иду с подносом к жениху, будущему зятю, и несу рюмку водки. Руки дрожат. Волнуюсь: не уронить бы. Мне 7 лет еще не было. Так впервые близко увидел зятя».

Свадьба прошла, и молодые уехали за реку на Успенскую сторону (раньше Пречистенской называлась). Молодым в приданое телку отдали. Поселилась Евдокия в маленьком низеньком доме, окна которого были почти у самой земли. Жили бедно, но в дому всегда было весело.

В 30–х годах Семен Павлович рыбачил в колхозе, был на хорошем счету, и его часто назначали бригадиром. Зимой подрабатывал на лесозаготовках. Ре шил поставить свой дом, новый. В старом с прибавлением семейства стало тесновато. Но в новом доме Семен Павлович не прожил и дня, Несчастный случай на лесозаготовке оставил молодую Евдокию с троими детьми на руках вдовой. Мужа не успели довезти до Умбы, умер, не доехав километров 7. Арсентий Дмитриевич и сейчас не без волнения вспоминает об этом. Сообщили ему об этом в армию, и прочитав письмо, он едва удержался, чтобы не вскрикнуть. Письмо вы пало из рук. Слезы заволокли глаза. Так он любил зятя! Хороший был человек.

Оставшись одна, Евдокия Дмитриевна решила уйти из колхоза, где работала на разных работах. В то время многие знают, какие были колхозные заработки. Ушла работать в клуб уборщицей — все же зарплата постоянная. Так и работала до пенсии. Дети выросли, завели семьи. Вроде бы все хорошо. Но жизнь есть жизнь, и в ней всегда что-то происходит непредсказуемое.

В 1960 году сын Анатолий с семьей вынужден был уехать из Варзуги.

Закрыли рыборазводный пункт, где работали они с женой. Предложили ехать в Княжую. Туда, чтобы помочь сыну хотя бы первое время, уехала Евдокия Дмитриевна. Вслед за ними уехала сестра Шура с мужем — им очень понравилось в Княжой. Так и жила в Княжой Евдокия Дмитриевна до 1972 года. Там (видно, уж судьба) потеряла она своего Анатолия. Уехал на охоту с друзьями, и никто не вернулся. Троих потом нашли, а сына не отыскали. Первое время помогала невестке Вале подрастить детей. А потом уехала в Варзугу — стосковалась по своим. Стала жить у дочери Капы и зятя Сергея Евграфовича. Дом, что построил муж, был уже продан в то время. Так до самой смерти и жила у дочери.

Пришлось Евдокии Дмиттриевне не раз испытать горечь утраты самых близких ей людей — детей. Троих похоронила в раннем детстве, Анатолий погиб 38 лет, дочь Анна умерла в расцвете сил — 42 года. Но сколько помню Евдокию Дмитриевну, она никогда не показывала на людях свое горе. Всегда приветлива, улыбчива, гостеприимна. А еще ее знали, как мастерицу выпекать козули.

Совсем неожиданно для односельчан открылась она, как замечательная песенница и знаток народного фольклора.
Случилось это в 1957 году, когда в село приехал известный писатель и исследователь народного творчества Д.М. Балашов. Писателя удивило огромное число песен и старинных баллад, которые ему довелось услышать и записать. Баллады, или «стихи», как их называли у нас на Терском берегу, она пела, то есть читала нараспев: «Гора Афон», «Князь Роман», «Про князя Митрия» и другие. А также знала много сказок.

Балашов Д.М. записал у нее 20 сказок, 17 из которых вошли в большой сборник «Сказки Терского берега Белого моря».

По свидетельству писателя, Евдокия Дмитриевна была одной из лучших рассказчиц в селе. Сказки она рассказывала «на голоса», с юмором, и слушать ее было одно удовольствие. Неоценимую помощь оказала Евдокия Дмитриевна как консультант при съемке документального фильма о свадебном обряде в селе Варзуга. Постоянно ссылаются на нее Д.М. Балашов и Ю.Е. Красовская в своей книге о свадебном обряде на Терском берегу. Сколько свадебных песен и деталей обряда она вспомнила! Многое узнала еще в детстве. Часто маленькая Дуня бегала слушать чудесные сказки к бабушке Трошихе, Маремьяне Васильевне Мошниковой. Да и дома дедушка Афанасий Петрович Заборщиков, бабушка Федора Григорьевна знали сказок и «стихов» бессчетно. Училась в школе прилежно и стремилась ко книжным знаниям всю жизнь. До глубокой старости не расставалась с книгой.

Николай Кушков, с. Варзуга.
31 октября 1998 г.

 

Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»