главная страница
Варзуга Иван Ушаков, краевед. Публикация в газете "Мурманский вестник".
начало  предыдущая часть  следующая часть

8. Общинная жизнь

Дать точное представление о характере и нравах людей отдаленной эпохи непросто. Историк опирается на записки очевидцев, отразившие субъективные впечатления их авторов. Они могут быть поверхностны и не всегда справедливы. Но свидетельства разных наблюдателей зачастую совпадают, и это дает основание считать их более или менее объективными.

Чиновник по крестьянским делам, ведавший Терским побережьем (второй стан Кольского уезда), Н. Н. Макшеев отмечал: поморы отличаются «патриархальными нравами, очень религиозны, чему доказательством служат находящиеся в каждом селении церкви, которые переполняются молящимися в праздничный день и содержатся в порядке. Из каждой семьи кто-нибудь да побывал в Соловецком монастыре по обещанию, которое дается обыкновенно в несчастных случаях, в особенности во время звериного промысла».

В старину каждой из трех варзужских церквей община выделяла по 4 лука угодий. После исчезновения системы луковладения на нужды церквей поступал доход от продажи семги, добытой на заборах а храмовые праздники: день апостолов Петра и Павла (29 июня), Успения Богородицы (15 августа) и Рождества Богородицы (8 сентября). Священнослужителям варзужане оказывали должное уважение, предоставляли им в бесплатное пользование тони и покосы.

После освобождения от вотчинной власти варзужане обрели чувство независимости, привыкли решать свои дела самостоятельно на сельском сходе. «Без поводу хорошо ходим», - гордились поморы. Приезжие чиновники и путешественники неизменно отмечали открытость характера терчан, отсутствие у них угодливости перед начальством. Петербуржец А. Г. Слезскинский после посещения волости писал: «Народ в обращении развязный, словоохотливый и отличается чисто местными своеобразными взглядами на все окружающее... Наружность поморов здоровая, свежая, приятная». Одевались варзужане как горожане: мужчины носили обычно суконные пиджаки и кожаные сапоги, а женщины - сарафаны из шерстяной материи и ситца ярких цветов, а на ногах ботинки. В домах имелись самовары и чайные приборы.

В 1884 году в Варзуге была открыта церковноприходская школа. Шире стала обращаться среди жителей печатная книга. Однако цивилизация слабо затронула сельскую глушь. Местные сказители знали десятки былин, старинных песен и преданий. Собиратель фольклора А. В. Марков в 1901 году отмечал такие особенности характера терчан: «Они не любят опасных и рискованных предприятий, например, не ездят на Мурман и на далекий промысел морских зверей, а ловят только у Терского берега, не занимаются торговлей с Норвегией... Они отличаются терпеливостью, сосредоточенностью и мягкостью в обращении как в семье, так и в народе». Как и писатель С. В. Максимов, Марков аттестует терских поморов как людей добрых, приветливых, доверчивых, честных, гостеприимных и добродушных.

Варзужане любили чистоту и порядок. «Избы все просторные,- писал географ В. Р. Алеев, - отапливаются по-белому, а не курные, с хозяйственными пристройками. Кругом развешано множество сетей. Тут же несколько карбасов. Во всем видна солидность и хозяйственность». Дворовый участок систематически убирали от сора. Мостки вдоль улиц и от кормилицы-реки до крыльца дома не только подметали, но и мыли с песком до белизны. По описи 1826 года в селе насчитывалось 193 бани.

Поморы уважительно относились к лопарям. Ежегодно ко дню Николы зимнего (6 декабря) многие из них приезжали в Варзугу для торговли. Как хороших знакомых варзужане принимали лопарей в своих домах. Подружившись, русский и лопарь обменивались нательными крестами и становились «крестными братьями», всячески помогали друг другу, ездили в гости, дарили подарки.

Несколько месяцев в году варзужане проводили вне селения. «На тоню,- отмечал В. Р. Алеев,- с августа переселяются они со всем семейством и скотом. До ноября или дольше, смотря по погоде, в селе остаются только чиновники да торговцы».

Варзужане любили петь хором - и на тонях во время безделья, и на покосах, и в пути. Наряду со старинными песнями в начале XX века, по свидетельству А. В. Маркова, на Терском берегу повсюду слышались и современные, так называемые «городские», исполняемые под гармошку, вроде «Разлука», «В темнице несносной» и т. п.

При успешном промысле, возвратясь домой, варзужане по давнему обычаю делали благодарственное приношение своей приходской церкви.

 

Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»