Варзуга | Иван Ушаков, краевед. Публикация в газете "Мурманский вестник". |
начало
предыдущая часть
следующая часть9. Революционные веянияВ начале XX века в России обострились социальные противоречия. Участились забастовки и волнения крестьян. Царизм, преследуя борцов за свободу, стал ссылать «смутьянов» в глухие места. В 1903 году в Кузомень прибыло в ссылку шесть человек: рабочий-ткач И. В. Бугров из Владимирской губернии - «за распространение социал-демократических идей среди фабричных рабочих», рабочий-столяр Ф. П. Пахомов - «за участие в беспорядках на Мотовилихинском казенном пушечном заводе» (близ Перми) и другие. В 1904 году колония ссыльных в Кузомени пополнилась десятью революционерами, среди которых выделялись врач И. Н. Савин, учитель А. Г. Лукин, портной А. 3. Новохатко, слесарь П. П. Гусев - деятельные пропагандисты, противники царизма. Русско-японская война ухудшила положение трудящихся и ускорила назревание революции. Расстрел рабочих Петербурга 9 января 1905 года всколыхнул народные массы. Весть о злодеянии царизма докатилась и до окраин России. Ссыльные в Кузомени приободрились, ходили по селению и пели революционные песни. Весною они создали социал-демократический кружок, в который вошли 12 молодых поморов-бедняков. В Варзуге ссыльных не было, но варзужане часто посещали Кузомень, где с середины XIX века находилось волостное управление. Кузомень, соединенная телеграфом с остальной Россией, своевременно получала известия об основных событиях в стране и на театре военных действий с Японией. Кузоменские ссыльные тайно получали антиправительственную литературу и распространяли ее среди сельской бедноты. Всероссийская политическая стачка вынудила правителей России «даровать» народу Манифест 17 октября 1905 года, по которому в стране вводилась свобода слова, собраний, союзов и обещалось проведение выборов в законодательную думу. Сбывалось то, что предсказывали ссыльные революционеры. Часть поморов встретила Манифест с радостью, видя в нем «зарю новой жизни» -более свободной, без притеснений чиновников и кулаков. Другие, особенно старшее поколение, опасались потрясения вековых устоев. На собрании уполномоченных от волостей 9 марта 1906 года обсуждался наказ будущему депутату Государственной думы. Выборные от Варзуги и Кузомени крестьяне Селиверст Тарабуев и Тимофей Чунин отстаивали незыблемость прежних общинных порядков, но высказались за ограничение власти старшин и старост, предоставление леса, принадлежавшего казне, в безвозмездное пользование поморов, закрытие винных лавок, открытие профессиональных училищ, удешевление кредита, за бесплатность некоторых религиозных треб. По амнистии политические ссыльные выехали из Кузомени, но революционный кружок, созданный ими, остался. Антицарскую пропаганду активно вел кузоменский учитель Антон Андреевич Битюгов. На уроках чистописания школьники писали девизы: «В борьбе обретешь ты право свое», «Пусть гибнут враги - паразиты труда», «Сходитесь, вставайте под знамя свободы». Молодежь открыто пела «Марсельезу» («Отречемся от старого мира»), «Рабочий марш» («Смело, товарищи, в ногу»), «Варшавянку» («Вихри враждебные...»), а также «вольные» песни - «По диким степям Забайкалья», «Александровский централ» и другие. На волостных сходах происходила постоянная разладица – споры о разделе промысловых угодий. Среди бедноты росла ненависть к богачам, которые на торгах через подставных покупщиков приобретали лучшие семужьи тони и нанимали работать на них малоимущих крестьян. Революция 1905-1907 годов заметно изменила сознание и поведение крестьян. Прежде терпеливые и покорные судьбе, они стали открыто проявлять несогласие с общественными порядками. |
|